Надежда Богданова: ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ  ПСИХОАНАЛИЗА

 

2 – Концепция бессознательного.

 

Как вы думаете, сознательно ли мышление?

Фрейд в своей работе «Я и Оно» (1923 г.) пишет:

1)    Сознание является поверхностью психического аппарата.

2)    Мыслительные процессы протекают где-то в глубине психического аппарата, то есть в бессознательном.

Это вовсе не было открытием Фрейда.

Вам известна аналогия с айсбергом?

Образ психики в виде айсберга, большая часть которого скрыта под водой: подобно айсбергу, большая часть психической деятельности скрыта в глубинах бессознательного.

Эта идея принадлежит Густаву Фехнеру (немецкий учёный, основатель психофизики, 1801 – 1887), 19 век.

Надо сказать, что Фехнер не был первым, кто понял, что мыслительный процесс протекает, в основном, в бессознательном. Ещё в 11 веке арабский врач Альгазенна (965 – 1038), который изучал зрение, отметил:

«Для того чтобы правильно воспринимать форму и объём предмета, в зрительном восприятии должна участвовать умственная деятельность, которая обычно не осознаётся человеком».

Действительно, ведь мы не осознаём, каким образом в нашем мозгу строится зрительный образ предмета. Это происходит чисто автоматически.

Таким образом, мы видим, что не Фрейд первым высказал идею о важности бессознательных процессов.

 

Так почему же именно он стал настолько известным?

 

Фрейд сказал, что

мы не хозяева в своей собственной душе:

человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума, напротив, человек – игрушка в руках бессознательных сил.

 

Сам Фрейд однажды высказал мнение, что за всю историю человечество испытало 3 удара по своему самолюбию:

1)    Первый удар нанёс Коперник в 16 веке: он переместил человечество из центра мира на его окраину;

2)    Второй удар нанёс Дарвин в середине 19 века: он заставил человека признать своё родство с животными;

3)    Третий удар нанёс Фрейд в начале 20-ого века: он показал, что человек не является хозяином в своей собственной душе.

 

Таким образом, представление гуманистов о том, что человек в принципе хорош, а обстоятельства плохи – чистая иллюзия.

За эту точку зрения Фрейда и любят, и ненавидят:

1)     любят за то, что это даёт возможность людям оправдать свои пороки;

2)     ненавидят, так как он отнял у человека возможность гордиться величием своего разума.

 

Фрейда часто обвиняют в отсутствии гуманизма.

А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, что «Фрейд – великий гуманист, ибо благодушие в отношении природы человека вредно».

 

Проявления бессознательного.

 

Как вы думаете, где проявляется бессознательное?

 

1.     Сновидения.

 

В своей работе «Толкование сновидений» (1900 г.) Фрейд сказал:

«Сновидение – это королевский путь в бессознательное».

 

Кстати, эту работу обычно считают началом психоанализа, то есть психоанализ родился в самом начале нашего века.

 

Мы все видим сны. Во время сна сознание отключается, таким образом сон – это чистый продукт нашего бессознательного.

 

Какое оно бессознательное?

1)    алогичное, иррациональное  -----  в бессознательном нет логики;

2)    сумбурное, хаотичное  -----  нет причинно-следственных связей;

3)    часто страшное и сексуальное  -----  в бессознательном господствуют инстинкты.

 

Кроме того, Фрейд говорил, что в бессознательном нет времени; он утверждал, что всё, что человек видел хотя бы раз, хранится в его бессознательном.

-----   Таким образом, в бессознательном всё хаотически перемешано, всё существует без времени и без причинно-следственных связей.

 

2.     Оговорки, забывание впечатлений и намерений, другие ошибочные действия.

 

Любимый пример Фрейда оговорки.

Председатель говорит: «Объявляю заседание закрытым» (вместо открытым).

Это происходит тогда, когда в действительности председатель хочет закрыть заседание, потому что оно ему глубоко неприятно.

 

Забывание намерений:

1)  Почему человек забывает вернуть книгу?

Да потому, что он вообще не хочет её возвращать.

2) Очень часто бывает так, что человек берёт в долг. Потом у него появляются деньги и он собирается вернуть долг. Но, почему-то происходит так, что он несколько раз подряд забывает дома кошелёк. Спрашивается почему? Да потому, что у него есть сильное бессознательное желание этого долга не возвращать.

3)  Фрейд приводит пример, как молодой человек написал письмо и 3 раза подряд забывал это письмо на письменном столе. Наконец, он его отправил, но вскоре получил назад, так как забыл написать адрес. После чего он был вынужден признать, что вообще не хотел отправлять это письмо.

 

 

3.     Остроумие (острота, шутка, анекдот, юмор).

 

В своей работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.) Фрейд сказал, что:

Остроумие не ограничивается задачей вызвать смех. Часто содержание шуток определяется вытесненными агрессивными и сексуальными желаниями, такими как ревность, злоба, зависть, желание унизить или причинить боль.

Фрейд выделил 2 вида шуток:

1)    враждебные шутки, которые выражают агрессию;

2)    непристойные шутки, позволяющие удовлетворить сексуальный инстинкт.

Острота доставляет нам удовольствие. Причиной этого удовольствия является разрядка напряжений, которые возникли в результате неудовлетворённых желаний.

Фрейд говорит:

«Кто смеётся над непристойной шуткой, тот смеётся как очевидец сексуальной агрессии. Ибо непристойная шутка – это как бы обнажение человека, на которого она направлена».

 

3 принципа психоанализа.

 

1.  Принцип детерминизма.

 

Мы только что обсудили, что оговорки, забывание впечатлений и намерений и другие ошибочные действия вовсе не случайны. Фрейд утверждает, что каждое из этих, на первый взгляд случайных действий, имеет свою причину. Другими словами, Фрейд стоит на позициях психического детерминизма, который считает, что:

1)    поведение человека мотивировано и целенаправлено,

2)    у всякого действия есть свой мотивационный толчок и своя цель.

Почему человек забыл принести книгу? Да потому, что он не хочет её отдавать!

 

2.    Принцип развития.

 

Эрик Берн говорил: «Ребёнок – это отец взрослого».

Или другими словами, каждый взрослый управляется из детства. От того, насколько успешно прошло развитие психики ребёнка в детстве, зависит, какой получится взрослый человек: больной или здоровый, добрый или злой, успешный или неуспешный.

 

3.    Энергетический принцип.

 

Психический процесс принимает такое направление, которое уменьшает напряжения, возникающие в психике.

Что вызывает напряжения в психике? Это наши желания!

Человек хочет любви, внимания, хочет есть, пить или в туалет. Если какое-то время человек не может получить то, что он хочет, то у него возникает напряжение в психике, которое сопровождается чувством неудовольствия. Затем, если после некоторого ожидания человек получает то, чего он хотел, то у него происходит разрядка психического напряжения, и человек получает удовольствие.

Например, пол дня не ел и, наконец, пообедал; или ехал час в поезде и не мог сходить в туалет, – и, наконец, приехал и сходил.

 

Используются технологии uCoz